Журнал «Научная перспектива»

Журнал «Научная перспектива»

ЭКСПЕРТНАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ

Ассистент Бекназарова Саида Сафибуллаевна

Студентка Абдуллаева Хуршида Каримберди қизи

Мақолада медиатаълим тизимининг яратилишинг назарий таҳлили кўриб чиқилган.

В статье проведен теоретический анализ разработки структуры создания медиаобразовательной системы.

The article described the theoretical analyze of creating of the media educational system.

Бурное развитие компьютерных и телекоммуникационных средств, создание всемирной паутины Интернет позволило использовать персональный компьютер как инструмент обучения и оценки знаний. Разработка и внедрение компьютерных технологий обучения предполагает использование персонального компьютера как технического средства обучения, полностью или частично выполняющего в отношении обучаемых функции преподавателя.

Построение обучающих систем традиционно базируется на линейной модели диалога [1]. Линейность обучения заключается в том, что обучаемому предъявляется цепочки вопросно-ответных кадров, каждый шаг диалога определен заранее сформированным или генерируемым системой сценарием. В такой модели инициатива остается за разработчиком, за той концепцией, которая в результате будет создана, а пользователю отводится пассивная роль. В целях упрощения контроля знаний ответ чаще всего заключается в выборе правильного значения или правильных ответов из списка. Основным недостатком такой модели тестирования (а именно в большинстве тестов такая форма и используется) является возможность случайного угадывания тестируемого правильных ответов. Другим, менее распространенным способом построения диалога, является контекстно-свободный ответ, анализируемый с помощью ключевых слов, которые ожидаются в ответе тестируемого. Данный способ свободен от недостатка, присущего первому способу, но допускает неверное толкование фраз в связи с упрощенной процедурой лексического анализа.

Линейные модели — тестовые задания — обладают еще одним недостатком. Пользователь при обучении и аттестации оперирует лишь представлениями и понятиями, не анализируя связанных вопросов. Однако для наилучшего обучения и оценки знаний необходимо эвристическое осмысление обучающей информации, абстрактный или образный анализ предъявляемой и связанной между собой обучающей информации. В данном случае возникает необходимость перехода от эвристических методов представления на естественном языке к модельным методам представления на основе искусственного языка.

В нелинейных моделях роль обучаемого меняется. Теперь пользователь задает вопросы и на основании ответов системы строит рабочую гипотезу. Конечная цель такого диалога — найти на основе получаемой информации и логической связи самих вопросов исходную гипотезу. В таких моделях усложняется структура поддержания диалога с пользователем, анализ ответа и выработки реакции системы на ответы обучаемого.

В медиаобразовательной системе предлагается использовать синтез экспертной и симулирующей систем. Экспертные системы позволяют создавать систему, оперирующую профессиональными знаниями эксперта (преподавателя), но не позволяют воссоздавать полноценного диалога между человеком и системой. А для обучения важен диалог между системой, обладающей определенной базой знаний, и обучаемым, чью глубину знаний и навыков необходимо оценить. Такой диалог создает симулирующая система. Для обеспечения имитации диалога разработаны система обратной связи.

Медиаобразрвательная система разработана с учетом стандарта SCORM, содержащего требования к организации учебного материала, его структуры и способам взаимодействия с системой электронного обучения. В качестве недостатков SCORM следует отметить применение в качестве основы описания медиакурсов технологии XML, что при больших объемах данных приводит к существенному снижению производительности. В связи с этим медиакурсы хранятся в системе в специально разработанном формате (СУБД MySQL), а в подсистеме импорта/экспорта реализовать возможность конвертации в/из формат(а) SCORM.

В качестве СУБД выбран сервер баз данных MySQL в виду следующих факторов: бесплатность распространения (GNU GPL Version 2 с исходными кодами); высокая производительность (превосходящая известные аналоги, включая ряд версий Oracle); совместимость с большим числом операционных систем, в том числе малораспространенных; техническая поддержка. Каждая база данных может быть предназначена для конкретного пользователя и содержать данные в зашифрованном виде. Поддержка языка SQL обеспечивает возможность формировать необходимые SQL-запросы в скриптах и переносить информацию на другую систему управления базами данных.

В качестве языка разработки серверных сценариев выбран PHP  – инструмент объектно-ориентированного программирования с открытым кодом, язык серверных скриптов (server scripting language), встраиваемый в HTML, который интерпретируется и выполняется на сервере. Этот язык не имеет существенных лицензионных ограничений, высокопроизводителен, обеспечен интеграцией с сервером баз данных MySQL, неприхотлив к web-серверам, на которых выполняется, поддерживает ассоциативные массивы, по синтаксису и структурам команд близок к C или Java. PHP-программа публикуется в открытом коде, который может быть интегрирован в HTML-файл. В отличие от клиент-ориентированных языков программирования (JavaScript, VBScript), действия PHP производятся на сервере и локальный компьютер получает уже готовую информацию. Промежуточные / служебные данные пользователю не передаются, что делает невозможным взлом PHP-программы. Кроме этого в PHP включена поддержка многих баз данных, что упрощает написание web-приложений с их использованием.

Для решения задачи обеспечения контроля передаваемых значений используется язык клиентских скриптов JavaScript.

Вопросы представляются в виде связанных слов-объектов, имеющих свои свойства и методы, наследуемые связи в структуре базы данных. База данных строится по принципу вложенных таблиц, основанная на теории отношений — математической теории, оперирующей наборами кортежей. Кортеж можно представить как строку в таблице, которая имеет набор слов, обучающей и пояснительной информации, связанной между собой набором правил (продукций). При этом возможна не только связь внутри кортежей, но и между ними.

При оценке качества знаний обучаемого, кроме бинарной оценки верности принятой гипотезы, возможен учет, как простого количества числа заданных вопросов, так и соотношение вопросов, укладывающихся в заданную гипотезу, и вопросов, не попадающих в зону гипотезы. Возможна оценка быстроты спуска обучающего по заданной траектории гипотезы, позволяющая оценить знание в данной области — чем больше багаж знаний, тем быстрее будет найден ответ.

Применение обучающих экспертных систем, построенных по предлагаемому принципу, в учебном процессе позволяют решать ситуационные задачи в диалоге между обучаемым и системой. Важным преимуществом данного подхода — передача обучаемому инициативы ведения диалога, к недостатку системы можно отнести возможность неадекватной интерпретации машинных вопросов пользователя.

Литература

1. Экспертные системы. Принципы работы и примеры: Пер. с англ./А.Брукинг, П.Джонс, Ф.Кокс и др.; Под ред. Р. Форсайта. — М.:Радио и связь, 1987. — 224 с.: ил. (Кибернетика).

2.      Семантическая нейронная сеть, как формальный язык описания и обработки смысла текстов на естественном языке / З.В.Дударь, Д.Е.Шуклин // Радиоэлектроника и информатика. Х.: Изд-во ХТУРЭ, 2000. — No 3. С. 72-76.

Асс. Бекназарва С.С., ст. Абдуллаева Х.К.

Ретроспективный анализ развития сотовой связи в мире

Ташкентский университет информационных технологий, Ташкент, Узбекистан

 

На протяжении всей своей истории человечество испытывало острую необходимость в средствах быстрой передачи информации на большие расстояния. На заре цивилизации для этого использовались различные примитивные способы – сигнальные костры, барабаны, почтовые голуби и т. д. С развитием науки эти технологии все более совершенствовались – изобретение электричества со временем позволило соединять проводами между собой удаленные на большое расстояние объекты и практически моментально обмениваться между ними достаточно приличными объемами информации. Это было очень большим достижением, но местоположение абонентов было строго фиксировано, что иногда создавало большие неудобства.

Первым шагом к появлению мобильных средств связи было открытие в 1888 году немецким физиком Генрихом Герцем электромагнитных радиоволн и нахождение способа их обнаружения. Немного позже русский ученый Александр Степанович Попов, опираясь на результаты исследований Г. Герца, создает прибор для регистрации электрических колебаний — первый примитивный радиоприемник.

Начало было положено и в 1901 году итальянец Гульельмо Маркони установил радио -приемопередающее устройство на борт парового автомобиля и провел первую наземную мобильную связь. При этом имелась возможность передавать только данные (точка-тире), но не голос. Однако говорить о настоящей мобильности было еще рано, размеры устройства были просто огромными, о чем говорит хотя бы тот факт, что перед тем как автомобиль начинал движение, необходимо было опустить высокую цилиндрическую антенну в горизонтальное положение.

Но технологии не стоят на месте, и в 1921 году в США появилась диспетчерская служба телеграфной подвижной связи. Первоначально такие радиосистемы располагались только на автомобилях полиции и используя азбуку Морзе вызывали патрули для того чтобы те связались с полицейским участком посредством проводного телефона. То есть это была система однонаправленного действия и ее смело можно назвать прообразом современной пейджинговой связи.

В 1934 году Конгресс США создает Федеральную Комиссию Связи (ФКС), которая помимо регулирования проводного телефонного бизнеса, также управляла и радиодиапазоном.

В 1947 году происходят два события, имеющие огромное значение для дальнейшего развития радиотелефонной связи. В июле У. Шокли, У. Браттайн и Дж. Бардин – сотрудники BellLaboratories, изобретают транзистор. Это в дальнейшем позволило заметно уменьшить вес и размеры мобильных телефонных аппаратов.

Немногим позже Д. Ринг, сотрудник все той же BellLaboratories, на внутреннем меморандуме выдвигает идею сотового принципа организации сетей мобильной связи. Эта схема решала проблему конфликта близких по частотам каналов и позволяла повторно их использовать.

Разработкой систем сотовой связи стали заниматься сразу несколько производителей радиотехники, но прошло более 20 лет, прежде чем появились первые подобные сети.

И вот в 1973 году в Нью-Йорке, на вершине 50 этажного здания AllianceCapitalBuilding, компанией Motorola, была смонтирована первая в мире базовая станция сотовой связи. Она могла обслуживать не более 30 абонентов и соединять их с наземными линиями связи. Первый сотовый телефон получил название Dina-TAC, его вес составлял 1,15 килограмма, размеры – 22,5х12,5х3,75 сантиметра.

Таким образом, днем рождения сотового телефона, да и всей сотовой связи можно считать 3 апреля 1973. Но, несмотря на то, что основные разработки велись в США, первая коммерческая сеть сотовой связи была запущена в мае 1978 года в Бахрейне. Две соты с 20 каналами в диапазоне 400 МГц обслуживали 250 абонентов.

Немногим позже сотовая связь начала свое шествие по всему миру. Все больше и больше стран понимали выгоду и удобства, которые она может принести. Однако использование своего собственного частотного диапазона в каждой стране, со временем привело к тому, что владелец сотового телефона приезжая в другое государство не мог им пользоваться. Помимо этого все существующие на тот момент системы были аналоговым, что не позволяло обеспечивать конфиденциальность разговора даже на самом примитивном уровне. Их принято называть системами первого поколения. И в результате для решения всех этих проблем в 1982 году Европейская Конференция Администраций Почт и Электросвязи (СЕРТ) объединяющая 26 стран, приняла решение о создании специальной группы GroupeSpecialMobile. Ее целью была разработка единого европейского стандарта цифровой сотовой связи. Было принято решение использовать диапазон 900 МГц, а затем, учитывая перспективы развития сотовой связи в Европе и во всем мире, было принято решение выделить для нового стандарта и диапазон 1800 МГц. Новый стандарт получил название GSM – Global System for Mobile Communications. GSM 1800 МГц также носит название DCS-1800 (Digital Cellular System 1800). Первым государством, запустившим сеть GSM, является Финляндия, коммерческая сеть такого стандарта была там открыта в 1992 году. В следующем году в Великобритании заработала первая сеть DCS-1800 One-2-One. С этого момента начинается глобальное распространение стандарта GSM по всему миру.

Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения

 Уматалиева К. Т. 

Компетенция действия сегодня бесспорно считается вышестоящей целью профессионального образования, и, что интересно, концепции производственного обучения и повышения квалификации все больше ориентируется на понятие «профессиональная компетенция действия». Принимая во внимание заказ профессиональных колледжей на образование, прежде всего, важно различать компетенцию и квалификацию. Компетенция обозначает успехи в учебе, принимая во внимание самих учащихся и их способность к действиям с чувством собственной ответственности за свои действия в частной профессиональной и общественной сфере. Это понимание рассматривает подробно также профессиональную учебу принципиально исходя из способностей и интересов субъекта. Это ни в коим образом не исключает ее применимости на рынке труда, тем не менее, применимость не возводится в крайне важный критерий оценки. Напротив, в понятии квалификация учитываются знания, навыки и умения, применительно к возможности их использования в частной, профессиональной и общественной сфере .

Исходя из этого общего понятия компетенции, нужно подробнее объяснить компетенцию действия и профессиональную компетенцию действия.

Компетенция действия – это способность и готовность человека к действиям с сознанием ответственности за собственные действия. С одной стороны она является (предварительным) результатом процессов учебы и развития отдельного человека в социальной интеграции, с другой стороны, является также предпосылкой для дальнейшего развития индивидуальной компетенции. Развитие компетенции действия нужно понимать как продолжающийся всю жизнь процесс, который в определенной фазе должна структурировать и поддержать профессиональный колледж. Для организации обучения это означает, что нужно всерьез относиться к имеющейся у учащегося компетенции, способствовать развитию компетенции и заложить основу дальнейшего развития компетенции после профессионального образования.

Профессиональная компетенция действия – это способность и готовность человека действовать в профессиональной ситуации целесообразно, технически грамотно, продуманно и в соответствии с общественной ответственностью, т.е., самостоятельно и целенаправленно решать поставленные задачи на основе знаний и опыта, а также при помощи собственных идей, оценивать найденные решения и усовершенствовать свою способность действовать. Профессиональная компетенция действия включает в себя компоненты профессиональной компетенции, личностной компетенции и социальной компетенции.

Профессиональная компетенция – это способность и готовность самостоятельно,профессионально грамотно и руководствуясь методами прорабатывать постановки задачи и оценивать результат. Сюда относятся также «экстрафункциональные квалификации», такие как логическое, аналитическое, абстрагирующее, интегрирующее мышление, а также распознавание взаимосвязей систем и процессов. Применительно к положениям об организации профессиональной подготовки для производственного профессионального обучения профессиональная компетенция соответствует цели: способствовать выполнению профессиональной деятельности, которая … включает в частности самостоятельное планирование, проведение и контроль.

Личностная компетенция обозначает способность и готовность человека как личности разрешать вопросы шансов развития, требований и ограничений в профессии, семье и общественной жизни, обдумывать и оценивать их, раскрывать собственные таланты, а также формулировать и развивать жизненные планы. Сюда в частности относится также разработка продуманного представления о ценностях и автономное формирование ценностей.

Социальная компетенция обозначает способность и готовность учитывать и понимать социальное отношение и состояние интересов, уделяемое внимание и натянутые отношения, а также рационально и с сознанием собственной ответственности объясняться с другими людьми и достигать соглашения. Сюда же в частности относится также развитие социальной ответственности и солидарности.

Неотъемлемой составной частью как профессиональной компетенции, так и личностной и социальной компетенции является методическая компетенция, коммуникативная компетенция и учебная компетенция.

Методическая компетенция обозначает способность и готовность к целенаправленному, планомерному образу действия при выполнении профессиональных заданий и решении проблем (например, при планировании рабочих шагов). При этом самостоятельно выбираются, применяются, а при необходимости усовершенствуются изученные методы мышления и способы работы или стратегии решения для преодоления рабочих заданий и проблем. Методическая работа охватывает самостоятельную организацию и оценку; это требует собственной инициативы и творчества.

Коммуникативная компетенция подразумевает способность и готовность обмениваться обстоятельствами дела и душевным настроем через вербальный (устную и письменную речь) и формальный (формулы, графики …) языки, а также и при помощи невербальных средств (посредством жестикуляции и мимики)! Сюда же относится способность и готовность воспринимать, понимать и представлять собственные намерения и потребности, а также намерения и потребности партнеров. Таким образом, речь идет о понимании и организации коммуникативных ситуаций.

Учебная компетенция – это способность и готовность самостоятельно и вместе с другими лицами понимать и применять информацию об обстоятельствах дела и взаимосвязях и упорядочивать их в мыслительные структуры. Что касается профессиональной работы, то здесь учебная компетенция развивается в умственной переработке профессиональных представлений (чертежей, схем, специальных статей), а также в понимании и толковании социальных отношений и действий в группе и их документальном оформлении (сообщения в газетах, статьи в журналах, фильмы и пр.). К учебной компетенции относится в частности также способность и готовность в профессии и за пределами профессиональной сферы развивать учебные приемы (техники обучения) и стратегии обучения и использовать их для повышения квалификации. Настоящая время нами в процессе повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин применяется несколько современные технологии обучения такие как «Лаборатория будущего», «Проблемные обучения» «Перекрестная наметка идей», «Морфологическая матрица», « Латеральное мышление» позволяющие развитию методическую компетенции и творческую мышлению слушателей.

Один из таких технологий является «Изучения случая». Изучение случая – это комплексный методический прием обучения (учебный метод, обучающий метод, предмет усвоения), который построен на структурах решения проблемы или на структурах распознавания проблем. Задаются проблемы чаще всего в форме (профессионального) случая или же они выводятся из конкретных случаев. Главное значение имеет то, что сложные случаи приспосабливаются к месту применения, к школе, колледже или процессе повышения квалификации, т.е. они упрощаются, сокращаются и структурируются таким образом, чтобы обучаюшиеся могли с все с большей самостоятельностью решить свойственную случаям задачи.

Дидактическая цель применения технологии «Изучения случая» заключается прежде всего в улучшении методических компетенции действия.

Методическая цель метода изучения случая заключается в определении вариантов решения проблемы, включая их оценку, или в поиске обоснования для решения проблемы. Для изучения случая приспосабливается какая-либо проблемная ситуация, которая, как правило, уже произошла в действительности. Слушатели получают задание анализировать проблемную ситуацию и с максимально возможной самостоятельностью искать пути решения проблемы. В поиске решений проблемы слушатели должны по возможности противопоставлять различные предложения решения и взвешивать по отношению друг к другу их преимущества и недостатки, прежде чем они придут к обоснованному решению. Затем это решение сравнивается с решением в реальном случае.

Немецский ученый Кайзер (KAISER) приводит следующие четыре важных варианта изучения случая :

Метод Проблемная ситуация Получение информации Решение проблемы
Метод изучения конкретного случая - нужно распознать и анализировать скрытые проблемы - информация предоставляется - определение вариантов решения- принятие решений- сравнение решения с реальным принятым решением
Метод проблемного случая - проблемы уже сформулированы - информация предоставляется - определение вариантов решения- приятие решений- при необходимости сравнение с реальным решением
Метод непредвиден-ного случая - случаи представляются в пробелами- проблемы не названы - информациюнеобходимополучить самостоятельно - определение вариантов решений
Метод с поставлен-ной задачей - проблемы и варианты их решения уже заданы - информация предоставляется - критика имеющихся решений- при необходимости поиск дополнительных вариантов решений

 

Метод изучения случая был разработан для профессионального обучения юристов (дидактическая казуистика: изучение отдельного случая): Во время обучения начинающие юристы обучались на (отдельном) случае: они разделяли случай на отдельные пригодные для проработки элементы, искали собственные решения, исполняли различные роли в случае, моделировали решение и критически обсуждали случай в целом.

Изучение случаев весьма ценно прежде всего для лиц, недавно начавших свою профессиональную, педагогическую деятельность, и для практиков, потому что оно вносит важный вклад в профессиональную ориентацию, поскольку обсуждает реальные условия будущей профессиональной деятельности. В сфере управления Метод Изучения Случаятакже является составной частью профессионального обучения .

Метод Изучения Случая предъявляет высокие требования как к преподавателю, так и к слушателям курса, Преподаватели должны искать подходящие случаи, после выбора обобщать всю важную информацию, предварительно обрабатывать ее с дидактической точки зрения и инициировать учебные процессы. Они должны найти компромиссное решение, нечто среднее между управлением и постепенным отступлением на задний план. Слушатели курса должны обладать опытом групповой работы, творческого подхода к работе и опытом самостоятельного поиска информации и ее оценивания. Если этого нет, то эти навыки нужно отрабатывать в предварительной тренировке . Случаи – это более или менее комплексные обстоятельства дела или проблемы из мира труда, или же эпизоды из жизни и профессиональной сферы, к которым предъявляются следующие три основных условия :

Случай должен

  • соответствовать действительности;
  • быть обозримым;
  • допускать несколько решений.“

Изучение Случаев никогда не может полностью отразить комплексную реальную ситуацию, поэтому они должны предварительно перерабатываться с дидактической точки зрения, т.е. случаи должны структурироваться, сокращаться и упрощаться. Моделирование в вымышленной ситуации означает отсутствие риска для учащихся. Представление случая чаще всего осуществляется в форме описания.

При дидактической переработке комплексные случаи могут быть переработаны в пригодную для слушателей форму следующим образом:

  • представление отдельных проблем как уже решенных проблем;
  • показ отдельных решений проблемы при помощи дополнительного материала;
  • ограничение постановки цели.

Слушатели не обязательно должны найти все возможности решения проблемы.

Применение технологии «Изучения случая» на учебных занятиях может осуществляться следующим образом:

  • преподаватель и все слушатели совместно разбирают случай ;
  • некоторые учащиеся изучают случай в группе, остальные учащиеся наблюдают;
  • оптимально: работа в нескольких малых группах с руководителем дискуссии,
  • каждый учащийся сам изучает случай;
  • несколько малых групп разрабатывают различные случаи.

Последовательность этапов применения технологии «Изучения случая» состоит в следующим: сопоставление → информация → исследования → решение → обмен мнениями → сверка с оригиналом .

  1. Сопоставление:
  • Преподаватель (как правило): создать проблемную ситуацию с открытым решением проблемы (возможны несколько решений), предоставить важные связанные между собой данные или
    предварительную информацию, мотивировать дальнейшую разработку слушателем необходимости подготовить конкретные рабочие задания , возможно познакомить слушателей с необходимыми методами;
  • Слушатели (пленум → малые группы): анализировать и понимать проблемный или конфликтный случай, а также ситуацию (событие, действующие лица, основные условия), распознавать/понимать проблему и признавать ее для себя (Что нужно решить? Анализ цели), разработать фактическое состояние дела/информацию, составить дальнейшие данные.

В ходе анализа ситуации слушателем могут быть заданы следующие вопросы :

  • „Какие составные части являются важными, а какие неважными?
  • Какие отношения существуют между отдельными элементами (факторы, объекты, события) комплексной ситуации?
  • Где и как проявляются проблемы?
  • В чем заключаются собственные причины проблем?
  • Как могла бы выглядеть улучшенная ситуация по сравнению с исходной ситуацией?
  • Какие самые большие сложности возникают на пути решения проблемы?
  • На какие вопросы нужно обратить особое внимание при поиске возможностей решения?“.
  1. Информация:
  • Слушатели (малые группы): разработать календарный план информационной фазы, все с большей самостоятельностью находить дальнейшую важную информацию с использованием различных источников (преподаватель, эксперты из сферы практики и теории, спец.литература, журналы, энциклопедические словари, Интернет, ведомства, учреждения, предприятия и пр.), систематизировать и оценивать ее (возможные вопросы к учащимся: Насколько важны данные и насколько они способствуют продвижению вперед? С каким намерением Вы составили их?),
  • Преподаватель: как правило: предоставление дальнейших доступных для учащихся и понятных им материалов (повышающаяся степень сложности), консультирование;
  1. Исследование (изучение):
  • Слушатели (малые группы): разработать несколько или все возможные варианты решения и показать их в качестве альтернатив, обозначить возможные пересечения (наибольшая степень самостоятельности);
  • Преподаватель: при необходимости предоставление дальнейших материалов/источников или документации, консультирование;

4. Решение (резолюция):

  • Слушатели (малые группы): оценивать варианты по взвешенным критериям (преимущества, недостатки, выводы), выбрать при помощи систематической дискуссии, рассуждения, обоснования (никаких эмоциональных или случайных решений) оптимальные варианты и письменно сформулировать результат (таким образом, чтобы его могли понять также наблюдатели),
  • Преподаватель: наблюдение, при необходимости оказание помощи (критерии оценки, вопросы/импульсы/указания), ведение (модерация) дискуссии;
  1. Обмен мнениями (дискуссия, отстаивание мнения):
  • Слушатели (пленум): в пленуме обосновать и прокомментировать принятое решение, т.е., защищать/отстаивать (аргументы «за» в пользу этого решения и контраргументы «против» собранных альтернативных решений), различные рабочие группы являются в определенной степени „противниками“.
  • Преподаватель: ведение (заботиться о том, чтобы решение не было одобрено преждевременно; паузы, обобщение);
  1. Сверка с оригиналом (сравнение):
  • Слушатели (пленум): после успешного обмена мнениями и если случай основывается на реальном событии: сравнить собственное решение с реально найденным или при необходимости с практически применяемым решением, консультирование с экспертом, если нет сведений о результатах случая
  • Преподаватель: ведение/модерация, помощь.

Преимущества привлечения модератора/ведущего, независимо, будь то преподаватель или учащийся, очевидны: „присутствие модератора в малой группе ведет

  • к систематическому прохождению дискуссии,
  • к дисциплинированному поведению членов группы в ходе дискуссии,
  • к более содержательному и глубокому анализу альтернативных решений,
  • к поиску решения, определяемого спорным путем.“
    Кроме показательных примеров из спец.литературы и специализированных журналов, а также из повседневной прессы, можно было бы рекомендовать обратиться к разнообразию конкретных учебных примеров в сети Интернет: при помощи ввода в информационно-поисковую машину, например, «метод исследования случая» «исследование случая биотехнология» и «исследование случая здоровье/социальные науки» можно найти инициативные предложения для показательных примеров и изучения случаев. Типичные темы из сферы экономики – это, например, принятие на работу кадров, договора о закупке, рекламные кампании, из сферы здравоохранения и социальной сферы – это клинические картины/ течение заболевания, проблематичные процессы социализации/воспитания/коммуникации, а из сферы биотехнологии – это актуальные этические вопросы.

Изучение Случая демонстрирует следующие сильные стороны и педагогическое значение:

  • элемент, усиливающий учебную мотивацию: слушатели бросают вызов проблемам и вопросам, важным для жизни и профессии;
  • в результате самостоятельной деятельности повышается самостоятельность учащихся;
  • связь с жизненным миром: связь между практическим проявлением проблемы и теоретическим высказыванием (через эпизод из жизни или профессиональной сферы);
  • упрощение комплексного случая: прозрачность, пригодность для изучения, пригодность для объяснения;
  • работа в группе (сотрудничество);
  • содействие способности принимать решения/находить решения;
  • ориентирование на действие и на профессию (картина будущей деятельности);
  • полные действия/компетенция действий;
  • комплексные учебные ситуации .Литература:
    1. Bader, Reinhard: Handlungsfelder-Lernfelder-Lernsituationen. S. 20-23 . ( Бадер, Райнхард: Поля действия-учебные поля-учебные ситуации. Стр. 20-23 )
    2. BUDDENSIEK, Dr. Wilfried: Entscheidungsfindung im Methodenver- bund – Didaktische Begründung für die Verbindung von Fallstudie und Simulationsspiel. In: Keim, Helmut (Hrsg.): Planspiel, Rollenspiel, Fallstudie. Zur Praxis und Theorie lernaktiver Methoden. Köln: Wirtschaftsverlag Bachem 1992.
    3. KAISER, Franz-Josef: Entscheidungstraining. Die Methoden der Entscheidungsfindung: Fallstudie, Simulation, Planspiel. Bad Heilbrunn/Obb: Klinkhardt Verlag 1976.
    4. KAISER, Franz-Josef, BRETTSCHNEIDER Volker: Fallstudie. In: Wiechmann, Jürgen (Hrsg.): Zwölf Unterrichtsmethoden. Vielfalt für die Praxis. 2. Aufl., Weinheim und Basel: Beltz Verlag 2000.
    5. BRETTSCHNEIDER, Volker: Entscheidungsprozesse in Gruppen. Theoretische und empirische Grundlagen der Fallstudienarbeit. Bad Heilbrunn/Obb: Klinkhardt Verlag 2000.
    6. ERTMER, P.A., NEWBY, T.J., MacDougall, M.: Student’s Responses and Approaches to Case-Based Instruction. American Educational Research Journal 1996, 33, S. 719-752.

ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Абдуллаев Зафарбек Сафибуллаевич

Магистант Ташкентского финансового института

Аннотация: В статье рассматривается цели, задачи формирования внебюджетных финансовых ресурсов и предложены пути их решения

Ключевые слова: экологические проблемы, финансирование, внебюджетные средства

В результате перехода национальной экономики к рыночной системе повсеместно наблюдается обострение социально-экономических проблем, сопровождаемых резким ухудшением состояния природной среды. Выходом из создавшегося положения является решение проблем экономического развития и охраны окружающей среды в комплексе с учетом возможностей бюджетов всех уровней. В связи с крайним бюджетным дефицитом важным должно стать всемерное поощрение экономической активности субъектов хозяйствования. Ключевыми направлениями в этих условиях является стимулирование развития промышленности и сферы услуг, создание условий для занятости населения, восстановление финансового рынка и банковской системы, совершенствование платежной системы. Весьма актуальными являются исследования возможности использования новых перспективных методов привлечения финансовых ресурсов, включающих создание действенной системы экологических фондов, развитие фондового рынка, экологическое страхование и аудит, развитие частного, малого и среднего  бизнеса. Эти направления деятельности должны стать одними из основополагающих в целях, как улучшения состояния окружающей среды, так и оздоровления социально-экономической обстановки.

Научные исследования проблем формирования рыночной экономики, эколого-экономических систем, изучения структуры хозяйственных комплексов нашли достаточно полное отражение в научных трудах многих отечественных и зарубежных ученых экономистов, экономгеографов, экологов.

Целью проводимой работы является разработка и применение перспективных механизмов формирования внебюджетных финансовых ресурсов для реализации экологических программ и проектов.

Для достижения этой цели в необходимо решить следующие задачи:

-изучить характер современных социально-экономических и экологических проблем и пути их решения;

- проанализировать действующий финансово-экономический механизм для реализации природоохранных программ в регионах республики;

-оценить эффективность современных методов финансирования и использования инвестиционных ресурсов при реализации программ и проектов;

- обосновать конкретные экономические механизмы для реализации программ и проектов социально-экономического развития регионов с учетом экологических факторов.

Результаты исследования существующих форм финансирования мероприятий по решению эколого-экономических проблем на современном этапе становления рыночных отношений позволили сделать ряд выводов и определить основные направления развития на ближайшую перспективу:

1. Анализ действующих на региональном и республиканском уровнях экологических программ и проектов показал крайнюю их неэффективность, вызванную отсутствием необходимых финансовых ресурсов. Слабая реализация программ экологической направленности не принесло ощутимых результатов в области охраны окружающей природной среды.

2. В целях изыскания внебюджетных средств для решения экологических проблем предлагается:

- развивать рынок экологического страхования, обеспечивающий устойчивое финансирование комплекса компенсационных мероприятий (включая прямую компенсацию ущерба) при реализации эколого-экономических проектов в производстве и социальной сфере.

Основные финансовые потоки, аккумулирующиеся в этом сегменте, должны формироваться главным образом из собственных средств предприятий, организаций и населения, средств иностранных инвесторов. Важную роль должен сыграть и резервный фонд предприятий.

3. В системе экологического страхования особое место занимает эколого-экономический аудит, который должен исполнять роль экономического страхового надзора на предприятиях, организациях и фирмах, занимающихся экологическим страхованием.

4. Предлагается сконцентрировать государственную поддержку на частных предпринимателей и малых предприятиях, занимающихся разработкой и внедрением в хозяйственную деятельность новых экологически безопасных технологий, которые призваны способствовать решению эколого-экономических проблем при малых финансовых затратах.

Список литературы:

1. Алпатьев A.M. Развитие, преобразование и охрана природной среды, Л., Наука, 1983 69 с.

2. Аникеев В.А. Копп И.З., Скалкин Ф.В. Технологические аспекты охраны окружающей среды, Л., Гидрометеоиздат, 1982 48 с.

3. Афанасьев В.Г. Программно-целевое планирование и управление, М., 1985 -79 с.

4. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Экономика природопользования, М., ТЕИС, 1997, 197-211 с.

5. Бураева H.H. и др. Экономические механизмы природопользования: зарубежный опыт, Проблемы охраны среды и природных ресурсов, 1991 -№ 10 48-63 с.

УДК 157.23.37

ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Абдуллаева Cалима Гайсаевна, Абдуллаева Озода Сафибуллаевна

Наманганский Государственный Университет, Узбекистан, Наманган, aspirantka.030@gmail.com

 

Abdullaeva Salima Gaysaevna, Abdullaeva Ozoda Safibullaevna

Namangan State University, Uzbekistan, Namangan

IMPACT OF A COMPUTER TO HUMAN HEALTH

 

Аннотация: В статье описываются основные негативные факторы воздействия на здоровье человека, возникающие при работе с компьютером. В частности большое внимание уделяется излучениям, исходящим от ПК, влиянию компьютера на органы зрения, а также проблемам, связанным с мышцами и суставами. Затронута тема синдрома компьютерного стресса.

Ключевые слова: здоровье, компьютер.

Abstract: This paper describes the main negative impacts on human health arising from work with a computer. In particular, much attention is paid to radiation emanating from the PC, PC to influence the organs of vision, as well as problems related to muscles and joints. Touched upon the computer stress syndrome.

Key words: health, computer

Производителей компьютерной техники не существует единого мнения о том, вредно ли, и если да, то насколько вредно для человеческого организма общение с компьютером. С одной стороны, в массовой печати периодически появляются статьи, которые предупреждают о том, что ПК едва ли не смертельно опасны. С другой стороны, встречаются подробные отчеты о том, каким образом та или иная компьютерная фирма добивается превращения своей продукции в безопасный для здоровья инструмент.

Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека. Многие люди, постоянно работающие с компьютером, отмечают, что часто через короткое время после начала работы появляются головная боль, болезненные ощущения в области мышц лица и шеи, ноющие боли в позвоночнике, резь в глазах, слезоточивость, нарушение четкого видения, боли при движении рук. Российский Научно-исследовательский институт охраны труда провел медико-биологические исследования воздействия ПК на операторов (приложение А), которое иллюстрирует то факт, что степень болезненности ощущений пропорциональна времени работы за ПК [1].

Отрицательное воздействие компьютера на человека является комплексным, поэтому и изучение влияния компьютерных технологий должно быть комплексным, учитывающим взаимосвязанное влияние множества факторов. Только комплексный подход позволяет достоверно оценить воздействие компьютера на здоровье пользователя.

1.1. Компьютерное излучение

Когда все устройства ПК включены, в районе рабочего места оператора формируется сложное по структуре электромагнитное поле. Реальную угрозу для пользователя компьютера представляют электромагнитные поля. Как показали результаты многочисленных научных работ, монитор ПК является источником:

- электростатического поля;- слаых электромагнитных излучений в низкочастотном и высокочастотном диапазонах (2 Гц – 400 кГц);

- рентгеновского излучения;

- ультрафиолетового излучения;

- инфракрасного излучения;

- излучения видимого диапазона.

Влияние их на организм человека изучено недостаточно, однако ясно, что оно не обходится без последствий. Исследования функционального состояния пользователей ПК, проведенные Центром электромагнитной безопасности, показали, что в организме человека под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния, специфические изменения биотоков головного мозга, изменение обмена веществ. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию. Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек [2].

1.2. Компьютерный зрительный синдром

Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек – пикселей. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения.

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название «Компьютерный зрительный синдром». Влияние работы с монитором в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с дисплеем и организации рабочего места. По данным итальянских ученых, которые обследовали свыше 5 тысяч пользователей, были отмечены следующие симптомы: покраснение глаз – 48 %, зуд – 41, боли – 9, потемнение в глазах – 2,5, двоение – 0,2 %. При этом отмечались объективные изменения: снижение остроты зрения – 34 %, бинокулярного зрения – 49 %. В то же время в результате длительной работы очень велик риск появления, или прогрессивности уже имеющейся, близорукости. [2]

В качестве профилактического средства совершенно не лишним является использование оков, специально предназначенных для работы за ПК. Компьютерные очки защищают глаза от отрицательного воздействия монитора. Они повышают отчетливость восприятия, оптимизируют цветопередачу, снижают зрительное утомление, повышают комфортность и работоспособность.

1.3. Проблемы, связанные с мышцами и суставами

У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов.

Неподвижная напряженная поза оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах, а также развивается мышечная слабость и происходит изменение формы позвоночника. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

Часто присутствуют жалобы на онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере. В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности.

1.4. Синдром компьютерного стресса

Есть данные, что постоянные пользователи ПК чаще и в большей степени подвергаются психологическим стрессам, функциональным нарушениям центральной нервной системы, болезням сердечно -сосудистой системы. По результатам исследований можно сделать выводы и о вероятности гормональных сдвигов и нарушений иммунного статуса человека.

На фоне этого медицинские круги выявили новый тип заболевания – синдром компьютерного стресса.

Симптомы заболевания разнообразны и многочисленны. Как правило, наличие единственного симптома маловероятно, поскольку все функциональные органы человека взаимосвязаны.

Физические недомогания: сонливость, непроходящая усталость; головные боли после работы; боли в нижней части спины, в ногах; чувство покалывания, онемения, боли в руках; напряженность мышц верхней части туловища.

Заболевания глаз: чувство острой боли, жжение, зуд.

Нарушение визуального восприятия: неясность зрения, которая увеличивается в течение дня; возникновение двойного зрения.

Ухудшение сосредоточенности и работоспособности: сосредоточенность достигается с трудом; раздражительность во время и после работы; потеря рабочей точки на экране; ошибки при печатании.

Существует мнение, что путем исключения отрицательных факторов воздействия можно снизить вероятность возникновения Синдрома компьютерного стресса до минимума.

Любой прогресс в науке или технике, наряду с ярко выраженными безусловно положительными явлениями, неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны. Вопросы компьютеризации общества сейчас стоят в ряду множества факторов, влияющих на здоровье людей. Именно поэтому так важно оценить степень влияния информационных технологий на здоровье человека.

 

Литература:

  1. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. – М.: Издательство Лукоморье, Темп МБ, Новый Центр, 1997. – 256 с.
  2. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2.
  3. Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2003, № 1.
  4. Жураковская А.Л. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002, № 2.
  5. Ушаков И.Б. и др. Оценка физических характеристик мониторов современных персональных компьютеров с позиций стандартов безопасности и характера деятельности. // Безопасность жизнедеятельности. – 2002, № 7.